В здешнем крапивинском сообществе зашел разговор о книгах Антона Макаренко и Владислава Крапивина. И мне вдруг вспомнилось...
Макаренко я читал еще в школе, любил и уважал.
"Педагогическую поэму" и "Флаги на башнях" написал педагог. И в книге этой много вдохновенных страниц, посвященных воспитанникам - бывшим беспризорникам.
Но была другая книга, которую я тоже очень любил и которую написали сами бывшие беспризорники, воспитанники - нет, не Антона Макаренко - но человека, чьё имя в историю педагогики не вошло. И это-то меня сбивало с толку. Никому неизвестный Виктор Сорокин - имя-то самое что ни на есть обыкновенное! - и педагогических ошибок - куча. И системы-то никакой!
Узнали, да? Ага, "Республика ШКИД"
Так вот однажды мой отец бросил походя: "Макаренко - это хорошо, но кем стали его воспитанники? Кто они? Где они? Что мы о них знаем?
А вот о воспитанниках школы имени Достоевского мы знаем куда больше..."
Так и хочется добавить: винтики и личности. Но не буду. Потому что, думаю, не так это. А все же...
Два интереснейших педагогических опыта. Один перенимают, распространяют - и не только в бывшем Союзе. Коммунарская система - здорово, супер... вот только, а что (кто?) на выходе? Другой опыт и опытом-то назвать нельзя - не обобщен, не распространен... да и можно ли его распространить? Просто был педагог, просто заразил полсотни (х)улиган(ов) творчеством и помог, сорри за банальность, творческих потенциал раскрыть так ярко, что имена Пантелеева и Белых оказались в библиотечных каталогах...
Чего же ради все затевать? Что важнее? Создание системы коммунарского движения, где все подчинено целям коллектива или воспитание ярких личностей, звезд, которые еще неизвестно, уживутся ли в коллективе?...